Назад

Пресс центр

Аутсорсинг поможет выжить в условиях кризиса

Еще совсем недавно казалось, что мировой экономический кризис – это плод больной фантазии паникеров. Сейчас уже всем понятно, что это печальная реальность, которая затронула крупнейшие страны мира. Надеяться на то, что экономический кризис обойдет стороной Россию, которая тесно связана с мировой экономикой, было бы ошибкой. Финансовые аналитики прогнозируют в недалеком будущем кризис во всех отраслях. То есть Россия будет вынуждена решать те же самые проблемы, что и Америка, и Европа в настоящее время.

Как большим и малым компаниям выстоять в эти трудные времена? Как избежать банкротства?

При таких обстоятельствах остро встает вопрос о необходимости сокращения расходов. В данной ситуации такое решение просто неизбежно. В первую очередь снижают расходы на содержание персонала, то есть сокращают штат компании, так как большая часть расходов относится именно на эту статью затрат. Идеальным решением проблемы уменьшения издержек на содержание персонала является аутсорсинг. В условиях кризиса и жесткой конкуренции, чтобы выжить, компании должны концентрироваться на профильной деятельности, на развитии своего бизнеса. Часть непрофильных функций можно передать сторонним компаниям, которые являются профессионалами в конкретном виде деятельности.

Впервые на Западе аутсорсинг появился в конце 80-х годов прошлого столетия в области информационных технологий. Сейчас вывод за пределы компании непрофильной деятельности распространился практически на все отрасли экономики. Около 90% западных компаний отдали на аутсорсинг хотя бы одну функцию.

Перейдя на аутсорсинг, компании достигают большей эффективности за счет:

  • - существенного увеличения производительности труда своего персонала на профильном направлении деятельности;
  • - сокращения издержек;
  • - уменьшения сроков производства продукции.

Различают три вида аутсорсинга: ИТ-аутсорсинг, производственный аутсорсинг и АБП (аутсорсинг бизнес-процессов). Наименее затратными считаются первый и третий виды. К аутсорсингу бизнес-процессов можно отнести бухгалтерский учет, управление персоналом, маркетинг, рекламу, логистику.

Аутсорсинг бухгалтерских услуг достаточно широко распространен в развитых странах. В Европе и США практически каждая третья компания сама не занимается своим бухгалтерским учетом, а передает его ведение в специализированные бухгалтерские фирмы.

В России аутсорсинг только набирает обороты. Первооткрывателями стали частные охранные предприятия, которые профессионально защищали бизнес. Затем появились рекламные и PR-агентства. В настоящее время в России к бухгалтерскому аутсорсингу прибегают всего 15% компаний. Но жестокая конкуренция, развитие рынка и массовое появление на рынке России иностранных компаний вынудит отечественные компании прибегнуть именно к этому виду аутсорсинга. Более половины малых предприятий не ведут самостоятельно бухгалтерский учет, а прибегают к услугам частного бухгалтера, что тоже является своего рода аутсорсингом бухгалтерских услуг. Для предприятий малого и среднего бизнеса невыгодно в своем штате содержать бухгалтерию (даже в лице одного бухгалтера), поэтому бухгалтерский аутсорсинг является для них самым оптимальным вариантом.

Самая широко распространенная услуга этого вида аутсорсинга как за рубежом, так и в России, - это расчет заработной платы. По подсчетам Министерства финансов РФ, для начисления заработной платы работникам бюджетной сферы задействованы около 10 тысяч бухгалтеров-расчетчиков. Если эти функции передать в единую структуру, то для начисления зарплаты потребуется примерно тысяча бухгалтеров, что позволит сократить расходы федерального бюджета по этой статье затрат.

Чем же выгоден аутсорсинг бухгалтерских услуг?

Во-первых, услуги аутсорсинга значительно ниже, чем содержание своей финансовой службы. Помимо заработной платы работникам, компания обязана перечислять взносы во внебюджетные фонды и налоги с фонда оплаты труда. Услуги же аутсорсинга можно отнести на затраты, тем самым сократив налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль.

Во-вторых, компания экономит на содержании рабочих мест, в частности на: площади, мебели, оргтехнике, канцелярских товарах, программном обеспечении.

В-третьих, своим работникам компания обязана предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск, оплачивать дни временной нетрудоспособности. Фирма-аутсорсер работает без отпусков и больничных.

В-четвертых, компания получает высококвалифицированных специалистов с опытом, на поиск которых не нужно тратить время.

Однако существуют и некоторые тонкости, связанные с аутсорсингом бухгалтерских услуг, которые необходимо учесть.

Во-первых, передавая свои первичные документы сторонней компании, нужно быть уверенным в их сохранности. В связи с этим, необходимо продумать и отладить процесс взаимодействия между Заказчиком и фирмой-аутсорсером. Для подстраховки при ежемесячной передаче документов лучше всего составлять реестр передаваемых документов.

Во-вторых, вполне возможно, что в компании бухгалтерский учет велся не совсем корректно. Поэтому, прежде чем передавать текущие дела аутсорсерам, лучше всего провести аудит (можно той же фирмой-аутсорсером), чтобы выявить правильность и правомерность отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций и составления отчетности.

Передача бухгалтерского сопровождения аутсорсинговой компании позволит сократить издержки, существенно повысить качество учета и отчетности и даст возможность компании сконцентрироваться на основном бизнесе.